Хор Свято-Данилова монастыря. Регент игумен Товия (Глазырин).
Свято-Данилов монастырь — старейший в Москве мужской монастырь, основанный князем Даниилом Московским в 1282 году. В 30-е годы ХХ века монастырь был закрыт и возвращен Русской Православной Церкви в 80-е. Тогда же начала возрождаться церковно-певческая традиция обители.
Хор братии прекрасно исполняет за богослужениями авторские церковные песнопения и переложения древних распевов и выступает с концертами церковной музыки. Один из таких концертов состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории в 1990 году. Представленная запись уникальна тем, что в исполнении хора чувствуется тот духовный подъем, с которым православные христиане праздновали 1000-летие Крещения Руси.
Исполнитель: Мужской хор Академии хорового искусства, рук. профессор Виктор Попов.
Основатель — Народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов.
В 1970 г. был создан Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне входит в состав Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»), организатором и бессменным, на протяжении 38 лет, руководителем которого стал профессор Виктор Сергеевич Попов, выдающийся дирижер и педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель и первый ректор Академии хорового искусства. Одновременно он возглавил и Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова. С этими двумя всемирно признанными творческими коллективами Виктор Сергеевич подготовил множество программ, куда входили хоровые миниатюры и песни, кантаты и симфонии, оперы и оратории. Оба хора очень часто выступали с концертами в городах нашей страны и за рубежом. Пели – и побеждали в крупнейших международных конкурсах в Италии, Бельгии, Голландии, Венгрии, Польше.
В 1992 г. Хор мальчиков совместно с Мужским хором Академии завоевал две первые премии на международном конкурсе в Карлштайне (Германия). Хоры участвовали в мировой премьере оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (Саарбрюккен, Франкфурт) и совместно с хором Гамбургского радио исполнили и записали «Всенощное бдение» Рахманинова. Приняли участие они и в Международном оперном фестивале в Брегенце (Австрия), где прозвучала опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» под управлением В. Федосеева, а также оперы Бетховена «Фиделио» и Шоссона «Король Артур» с другими дирижерами. Впервые в истории музыкального искусства весной 1997 г. в Москве была исполнена Восьмая симфония Малера с Большим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова при участии единого академического хорового коллектива. Это исполнение симфонии стало триумфальным.
За полвека работы с хоровыми коллективами на радио В. С. Поповым записано более 2000 различных произведений, сделаны записи огромного количества специальных телевизионных программ, выпущено множество грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков как в нашей стране, так и за рубежом – в ФРГ, Японии, Франции. Но особенно Большой детский хор прославился все-таки своими замечательными добрыми песнями о родном крае, о дружбе. Многие и сегодня помнят, конечно, «Беловежскую пущу», «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Пропала собака», «Вместе весело шагать»… Дети в хоре занимались и выступали бесплатно. Наградой им служили радостные улыбки и горячие аплодисменты слушателей. С 1 сентября 2008 г. хор носит имя своего создателя. Состав хора делится на 5 групп: группу 4-х летних детей (младшая подготовительная), подготовительную, младшую, среднюю и старшую, которые выступают как самостоятельно, так и в составе сводного хора. Постоянно занятия посещают около 300 детей (в возрасте от 4 до 17 лет).. Художественный руководитель и главный дирижер хора в настоящее время – заслуженный артист Российской Федерации Анатолий Львович Кисляков. Основная задача, которую всегда ставил перед собой Большой хор, говорит Анатолий Львович, заключается в том, чтобы сохранялись и развивались отечественные традиции детского хорового пения, чтобы песня волновала человека, заставляла его думать и переживать.
Коллектив Творческого центра и ансамбля «Казачий Круг» состоит из людей самых разных профессий, сфер деятельности и возрастов. Костяк коллектива во главе с В.Н.Скунцевым составляют профессиональные фольклористы, исполнители казачьих песен с многолетним опытом. В свою очередь им наступает на пятки молодое поколение — не зря гутарють: казачьему роду нема переводу. К нашей радости людей тянущихся к родной культуре с каждым годом становится все больше, ведь участники Казачьего Круга объединены не только любовью к традиционной казачьей песне, но и стремлением к ее возрождению, популяризации.
Однако исполнение казачьих песен — не единственное устремление нашего коллектива, да и не были бы мы настоящим КРУГОМ, если бы нас не объединяло мировоззрение, понятия о нравственности и морали. Мы также убеждены, что невозможно играть казачьи песни по настоящему правильно и красиво не имея хотя бы частички казачьего духа. Мы хорошо понимаем, что называть себя казаками и быть казаками — это не одно и то же, равно как только знание песен и лампасы не делают людей казаками. Можно родиться сыном казака, а казаком нужно стать! Именно поэтому мы стараемся и в жизни в меру возможностей соблюдать казачьи традиции, принципы и понятия. Казачество также немыслимо без Православия. Только оно воспитывает подлинные духовные ценности и жертвенное служение своему народу. Вера дает нам силы противостоять искушениям современного мира и внутреннему унынию. В некоторой степени и казачью песню мы используем как мост к душам людей. С тем чтобы пробудить в них Веру, любовь к своему Народу и своей Родине.
- «Ты, Россия, матушка Россия« (историческая песня донских казаков, про атамана М.И.Платова)
Ой, да ты, Россея, матушка Россе-е-е-е-е-я,
Ой, да вот(ы) ты, Россея, матушка наша земля, е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) ты, Россея, эх, матушка наша земля.
Эй, ты, Россейская наша земля, о-е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы)много, много горя, нужды приняла, е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы)много, много горя, нужды приняла.
Эй, много горя, нужды приняла, о-е-е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы)много, много крови а ты проляла, е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы)много, много, эх, крови а ты проляла.
Эй, много крови а ты проляла, о-е-е-е-ой, да,
Вот(ы) много, много, ей, славы, славы про тебя, е-е-е-ой, да,
Вот(ы) много, много славы, славы про тебя.
Много, много славы про тебя, о-е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) много, много господ, господ жалвала, е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) много, много господ, господ жалвала.
Эй, много господ, а ты жалвала, э-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) себе сына, эй, сына а ты родила, а-е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) себе сына, сына а ты родила.
Эй, себе сына, сына а ты родила, а-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) его Платовым, Платовым его назвала, а-е-е-е-е-е,
Ой, да вот(ы) его Платовым, Платовым его назвала.
В альбом включено 98 песен 4-х альбомов: «Песни казаков России», «Поёт ансамбль «Казачий Круг»», «Христос рождается, славите», «Мы играем и поём», в том числе 32 из архива ансамбля. Все песни снабжены текстами. В фотогалерее более 150 фотографий.
Альбом «Не для меня» («Песни казаков России»)(1999)
Альбом «Не для меня» (1999) представляет собой сборник песен донских казаков в оригинальной аранжировке и исполнении Владимира Скунцева. Песни из этого альбома вошли в фильм «За Тихий Дон» (реж. М.Астраханцев).
Альбом «Поет ансамбль «Казачий Круг» (1999)
Второй альбом «Поет ансамбль «Казачий Круг» (1999) — это, по признанию самих казаков, «настольная книга» казака. Песни из альбома использованы в фильмах: «Очарованный странник» (реж. И.Поплавская), «Очи черные» (реж. Н.Михалков), «Турецкий гамбит» (реж. Д.Файзиев). С этими песнями «Казачий Круг» прошел по местам сражений 1812 года от Бородино до Березины походом в 1987 году вместе с российскими и зарубежными Военно-историческими клубами. «Казачий Круг» выступал в Сербии в 1994 году в рамках проведения Кинофестиваля славянских народов (рук. Н.Михалков). Песни в исполнении «Казачьего Круга» вошли в репертуар многих ансамблей.
Альбом «Христос рождается, славите…» (2001)
Третий альбом «Христос рождается, славите…» (2001) необычен тем, что здесь звучат рождественские колядки, новогодние щедровки, а также масленичные гулебно-бытовые песни, обыгранные и со вкусом исполненные в сопровождении древнерусских музыкальных инструментов. Вы услышите гусли, донской рылей, скрипку, гармошку-хромку, камышовые дудки, гудок, балалайку… С этой программой ансамбль «Казачий Круг» выезжал в 1999-2000 годах на фестивали в Париж и в Мюнхен. С огромным успехом прошли концерты и встречи в клубах и церковных православных приходах в русских общинах.
Альбом «Мы играем и поём!» (2003)
Четвертый альбом, вошедший в данный сборник, «Мы играем и поем!» (Семейная традиция «Казачьего Круга») (2003), был создан силами и стараниями семьи Скунцевых. Это пример традиционного семейного музицирования. Дети исполняют вместе с взрослыми песни и наигрыши, услышанные от бабушек и дедушек в казачьих станицах. Даже классическая музыка играется здесь в народной манере.
В альбом включено 87 песен из архива ансамбля. Все песни снабжены текстами. В галерее кроме фотографий представлены картины художников С. А. Гавриляченко, И. Г. Машкова и К. Р. Чернявского.
Грузинский ансамбль «Рустави«
Ансамбль Рустави — Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии, созданный в 1968 году. Является лидирующим вокальным коллективом Грузии с момента своего основания.
Сно – поселок у подножия горы Казбек, родина Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
(В середине песни звучит голос Патриарха Илии II).
Грузинские духовные песнопения, достигшие высшей ступени своего развития в X —XI веках, являются замечательным памятником грузинской музыки. По мнению академика Иванэ Джавахишвили, уже в IX веке, если не раньше, в Грузии существовало учение о церковном пении, которое называлось «наукой об изучении голосов». В церквах и монастырях Грузии, а также в Грузинских культурных центрах за границей — в Синае, Афоне, Палестине — особое внимание уделялось искусству хорового пения. В X веке в церквах и монастырях существовала должность руководителя церковного хора Тогда же появились книги по гимнографии, такие, как сборники восьмиголосных песнопений. Сборники церковных хоралов X и XI веков донесли до нас имена гимнографов Иоанэ Минчхи, Микаэла Модрекили, Иоанэ Мтбевари, Эвтвимз и Гиорги Мтацминдели, Эфрема Мцирэ и других, которые нс только переводили тексты хоралов с греческого, но и часто сами сочиняли новые.
До нас дошли также невмические записи нот первой половины X века. По своей графике грузинские невмы отличались от греческих и латинских, и по сей день система их записи не расшифрована. Ее следует изучать в сравнении с ранневизантийской системой, применяемой в греческих песнопениях, так как с самого начала грузинское церковное пение развивалось на основе греческого текста. Позднее оно приобрело традиционные черты народного многоголосного пения.
В начале нашего века духовные песнопения изучались и исполнялись специалистами, унаследовавшими это неоценимое сокровище от предыдущих поколений.
Аудио диск духовных песнопений в исполнении ансамбля «Рустави» 1989-90 г.г.
Любителям грузинского пения:
0 комментариев