Храм Святителя Николая на погосте Березня

До каменной церкви стоял на погосте деревянный храм:

«В окологородном стану село Березна на реке Березенке, а в нем церковь Николы Чудотворца, деревянная, клетцки строенныя». Раньше погост был оторван от жилья, до ближайшего села Березны около двух километров. Имея отдаленный приход, священник погоста Дмитрий Потапов в 1694 году писал, что: «та церковь Божия стоит на пустом месте, у той церкви нет ни единого двора,… и построится ему негде и кормиться нечем». B день памяти перенесения мощей святителя Николая 22 мая 1694 года, «бил челом великим государем в Поместном приказе серпуховского уезда церкви Николая Чудотворца, что на Березниках, поп Дмитрий Потапов: церковная де земля в том серпуховском уезде от розных помещиков и вотчинников не отмежевана и владеют тою церковною землею многие помещики и не будет против писцовых книг, что земля от церкви Божии версты по три и по две, и та церковь Божия стоит на пустом месте, и у той церкви нет ни единого двора, а он де от той церкви живет версты с три и построиться ему у той церкви с причетника негде и кормиться нечем, чтоб великие государи пожаловали его, велели той церковной земли против писцовых книг отмежевать около той церкви божии и от розных помещиков и вотчинников, чтобы ему с причетники у той церкви божии было где построиться и кормиться и том дать свою великого государя грамоту межевую. На челобитной помета дьяка Максима Данилова: 7202 году мая в 23 день по указу великих государей боярин Петр Васильевич Шереметьев с товарищами приказали: послать грамоту к воеводе: велеть ту церковную землю по писцовому наказу отмежевать».

После того как земли для церковных построек были отмежеваны, в жизни прихода произошли значи-тельные перемены: вместо деревянного храма в 1698 году неизвестным устроите-лем была построена вели-чественная каменная цер-ковь с колокольней.
 
«Никольская церковь построена крестообразно, одноэтажная, из кирпича, низ ее каменный. Кресты на главах железные: на Николо- Березинской Церкви — 6-ти конечный крест, на колокольне 4-х конечный». Согласно описи, полы при Николо-Березинском храме были выложены плиткой, иконостас с колоннами, резной из дерева с позолотой, в два яруса, без изображений. Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая в иконостасе, старого византийского письма в позолоченной раме. Форма колокольни столбовая, сделана из кирпича, строители неизвестны. по описи, колоколов на Николо-Березинской Церкви было семь. Один был вылит в Москве на заводе Николая Самгина — «весу 100 пудов 25 фунтов» (примерно 1650 кг). В 1819 году был куплен колокол весом 49 пудов 5 фунтов. известен вес еще одного колокола 9 пудов 25 фунтов.В 1800 году записано, что погост Березна стоит по обе стороны речки Березенки, которая в самое жаркое время пересыхает. «Церковь Николая Чудотворца при оной ограде каменная, четвероугольная, внутри всей ограды жительствуют церковнослужители. Грунт земли — глинистый, к урожаю способен: ржи, овса, ячменя. Покосы худшие. Лес дровяной, березовый, осиновый и можжевеловый. Через оную дачу пролегает дорога из города Серпухова в город Боровск».
 

В 1818 году «иждевением доброхотного дателя» с правой стороны объема Никольской церкви был пристроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери.
В 1841 году на средства почетного гражданина Московского купца 1-й гильдии Сергея Григорьевича Зубова с левой стороны был пристроен придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Усадебная церковная земля, размерами с одну десятину была обнесена каменной оградой, на углах которой в 1840 году построены четыре шестигранные башни. Внутри ограды, кроме церкви, находилось кладбище, дома церковнослужителей, двухэтажная гостиница — богадельня и церковная сторожка. Сохранилось описание зданий, принадлежащих Никольской церкви. 1. Богадельня каменная, которая в 1840 году вместо одноэтажной была сделана двухэтажной. Верхний этаж предназначался для приходящих богомольцев, нижний — для богадельных на пять человек. «Здание сие до 1893 года было ветхо, в сем же году с разрешения Епархиального Начальства на церковные средства было исправлено; в верхнем этаже означенного здания помещается школа грамоты (с 1900 года школой заведовал священник П.Лавровский, попечителем состоял крестьянин П.Б.Горячев) и квартира просфорницы; в нижнем этаже отведено место для сторожей и приходящих богомольцев». 2. Три каменных дома с дворовыми строениями, стоящие на западной стороне церкви. Крайние два дома занимают псаломщики, а средний — священник.
Дома церковнослужителей были устроены в 1844 году «на иждивение Почетной Гражданки вдовы Анисии Михайловны Зубовой — ныне умершей», сообщают клирковые ведомости за 1905 год. Кроме усадебной земли, церковь имела пашенную, сенокосную и землю заросшую лесом в количестве 42 десятин, которую сдавали в наем, за 62 рубля 85 копеек в год.В 1845 году к приходу Никольской церкви относилось село Калиново — 34 двора, 108 крестьян, господский двор и 14 дворовых. Село принадлежало коллежскому ассесору Г.М. Коковцеву. Село Новики — 32 двора, 95 крестьян, господский двор и14 дворовых. Село принадлежало ассесорше Д.Н.Говоровой. Деревня Дашковка (Березинка) — 26 дворов, 95 крестьян, принадлежала графу Воронцову-Дашкову.В 1874 году записано, что приход имеет дворов — 180, душ мужского пола — 664, женского — 749. До июля 1900 года к приходу церкви Николая Мирликийского было приписано село Шатово, деревянная церковь которого пришла в ветхость и не имела священнослужителей. Село принадлежало Е.Г. Карповой, в нем было 34 двора, имелся господский двор и проживало 195 крестьян и 6 дворовых людей.
По клирковой ведомости 1905 года отмечаются ближайшие к погосту Березна церкви: » Нерукотворенного Спасова Образа, что на Серпуховском городском Занарском кладбище в 2-х верстах; 2-я Спасская, что в селе Шатове, и 3-я в Борисово — Глебская, что в селе Тишкове, обе в 8-ми верстах». В этой же ведомости отмечено, что к храму святителя Николая принадлежит «деревянная на каменных столбах часовня, крытая железом, построена с разрешения ЕпархиальногоНачальства в 1892 году в деревне Дашковке, отстоящей от храма в 1/2 верстах, крестьянином той же деревне Павлом Борисовым Горячевым в память избавления Наследника Цесаревича Николая Александровича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Самодержавца Всероссийскаго от грозящей ему опасности 29 апреля 1892 года в городе Отсу в Японии». Местонахождение часовни пока не установлено.

 
В московском государственном областном архиве сохранилась последняя опись храма, сделанная в 1924 году. Здание было кирпичное, на каменном цоколе, общей площадью 20 кв. сажень. В храм можно было войти с западной и южной стороны, ко входам снаружи были приделаны железные створчатые двери, внутри деревянные, до половины стеклянные, с железными решетками, с застекленными рамами. Храм отапливался несколькими изразцовыми печами. В описи перечислены иконы и другие священные предметы, находившиеся в алтаре и прочих местах главного храма, правого и левого приделов. В последнем отчете записаны приходские дела, сделанные членами совета незадолго до закрытия церкви. В 1924 году была исправлена и покрашена за два раза крыша, оштукатурено и обелено все здание. Израсходовано на ремонт 525 рублей. Указываются случаи похищения церковного имущества в июле 1924 года, взамен было куплено другое. Председателем церковного приходского совета перед закрытием храма был крестьянин сельца Новики Василий Филипович Прокофьев.
 
20 марта 1925 года группой верующих канонического Православия в количестве 73 человек был подписан договор о пользовании храмом с Пригородным Волостным Исполнительным Комитетом Серпуховского Совдепа. Несмотря на это, храм был вскоре закрыт.
 
С 1929 года до конца 90-х годов XX века здание использовалось как материально-технический склад совхоза «Большевик» (ныне ЗАО «Дашковка»). Там, где возносилась молитва к Богу, крестились дети, венчались молодые пары и отпевались усопшие, находились складские помещения, стояла сельхозтехника.

 
В 1953 году была произведена перестройка здания церкви — разобрано завершение верхних ярусов колокольни, изменены оконые проемы и убранство фасадов. Сейчас сохранился бесстолпный четверик, с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, и первый ярус колокольни, который служил входом в центральную, трапезную часть храма. Не осталось никаких архитектурных «излишеств», говорящих о том, что это храм Божий.

Восстановление храма началось лишь в 2006 году

 Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя  купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся – запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов – в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова – в домы введи, голодныя – напитай, недугующая и страждущая – укрепи и исцели, в смятении и печали сущим – надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным – прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.

Скачать

Владыко Вседержителю, Господи многомилостивый, приими коленопреклонныя молитвы и смиренныя слезы наша, приносимыя пред Святым Алтарем Твоим в сие время беды и скорби народа Твоего, приими предстательство всех святых сродников наших, коих призываем ныне на помощь и заступление, дабы свет любве Твоея, явленныя на Кресте Твоем, просветил всякаго человека страждущаго в мире сем, во тьме вражды и беззаконий сущем.

Приими ходатайство святаго и благовернаго князя Владимира, крестителя и просветителя земли нашея; приими молитву страстотерпцев святых Бориса и Глеба, научающих не поднимати руки своея на брата своего; приими заступничество угодников Твоих Антония и Феодосия и с ними всех преподобных мужей и жен, слезами покаяния души свои паче снега убеливших; приими подвиги новомучеников и исповедников, страданиями своими спасительную веру в Тя нам сохранивших; приими прошения всех святых Церкве Твоея, трудами своими землю нашу освятивших. Наипаче приими молитвенный Покров Пресвятыя Матере Твоея, Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же непостыдным предстательством люди Твоя многажды избавленни быша от всякия вражды и междуусобныя брани.

Услыши ны, Боже, Спасителю наш, и милостив, милостив буди Владыко ко всем страждущим и обремененным, и остави нам долги наша, научая и нас оставляти обиды должником нашим, и преклони гнев Твой на милость Твою, усмиряя всякия крамолы и нестроения в державе нашей, яко Ты еси един благий и человеколюбивый Бог наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Скачать